Звоните! 
 (926)274-88-54 
 Бесплатная доставка. 
 Бесплатная сборка. 
Ассортимент тканей

График работы:
Ежедневно. С 8-00 до 20-00.
Почта: soft_hous@mail.ru
Читальный зал -->  Физический фейерверк 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 [ 81 ] 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

представляют два случая. Когда утром мы открываем глаза, внезапно отброшенные на сетчатку тени будут видны какое-то время, пока мозг не перестанет обращать внимание на это изображение как на неподвижное. Другое исключение представляют собой тени от клеток крови, которые рывками движутся по капиллярам. Если смотреть на равномерно освещенную гладкую повер.х-ность, то эти тени будут видны как прерывисто движущиеся точки.

5.124. Причина возникновения этих геометрических узоров пока не выяснена и изучается. Узоры могут возникать как на сетчатке, так и в нервных волокнах. Они также могут возникать уже в мозге при синтезе информации, поступающей от обоих глаз.

5.125. См. ответ к задаче 5.123.

5.126. Как мы уже говорили (см. задачу 5.119), при сильной освещенности зрение обусловлено колбочками сетчатки, а при слабой - палочками. Их спектральная чувствительность неодинакова. Колбочки бывают трех типов, каждый из которых чувствителен к одному из трех цветов: синему, желтому и красному. Палочки наиболее чувствительны к зеленому свету (максимум их чувствительности приходится на 0,5 мкм) и гораздо менее чувствительны к красному. Если наблюдать красный и синий цвета в то время, когда свет в комнате, вначале яркий, постепенно ослабевает, то механизм зрения пе-

реключается с колбочково-го на палочковый , и относительная чувствительность глаза к красному и синему цветам резко меняется.

5.127. Полосы Маха - это зрительная иллюзия. Их можно сфотографировать - в том смысле, что и на фотографии тени наблюдатель увидит эти полосы точно так же, как и на реальной тени. Согласно современным представлениям, происхождение этих полос связано с тем, что зрительные рецепторы возбуждаются светом, идущим от края тени. Короче говоря, сигнал срабатывающего фоторецептора запирает сигнал, идущий от соседнего фоторецептора, также возбуждаемого светом.

Рассмотрим изображение края тени на сетчатке. С одной стороны, скажем с левой, сетчатка равномерно и ярко освещена, с другой - освещение тоже равномерное, но более слабое. В узкой области между ними происходит переход от яркого света к слабому: со стороны ярко освещенной области здесь наблюдается яркая полоса Маха, а со стороны слабо освещенной области - темная полоса Маха. В освещенной области зрительные рецепторы оказывают друг на друга ослабляющее (ингибирую-щее) действие, поэтому уровень идущих от них сигналов уменьшается. Фоторецепторы на краю переходной области подвергаются меньшему ингибирующему действию, поскольку с одной стороны они не освещены. Поэтому мы видим яркую полоску. Фоторецепторы с теневой стороны переходной об-

ласти подвергаются большему ингибирующему действию, чем рецепторы, находящиеся в тени, поскольку с одной стороны они освещены. В результате наблюдается темная полоса.

5.128. Эффект Лэнда пока еще не исследован до конца. Одна из возможных его моделей основывается на том, что на сетчатке существует три типа колбочек, которые различаются спектральной чувствительностью (см. задачу 5.126). Когда вы наблюдаете цветное изображение, каждая группа колбочек каким-то образом измеряет количество отраженного от него света в своем спектральном диапазоне, затем мозг сравнивает эти количества света и в результате возникает ощущение цвета. Цветовое восприятие черно-белых слайдов объясняется, по-видимому, тем, что информации об отраженном свете в двух участках спектра уже достаточно для срабатывания механизма цветоощущения. Таким образом, воспринимаемые нами цвета не связаны прямо с длиной волны попадающего в глаз света.

5.129. Цветная каемка у края источника света объясняется хроматической аберрацией глаза. В опыте, изображенном на рис. 5.129, правая часть открытого глаза прикрыта пальцем, так что световые лучи от окна попадают только в левую часть глаза. Внутри глаза красный свет преломляется чуть слабее, чем синий. Обычно эта аберрация незаметна, но, когда глаз частично закрыт пальцем, наблюдатель оказывается в состоянии уви-



деть несовпадающие изображения края окна в различных цветах.

Рассмотрим луч, попадающий от правого края окна в левую часть глаза наблюдателя. Из-за небольшой разницы в коэффициентах преломления красного и синего света красное изображение края окна оказывается на сетчатке чуть левее синего. Синее изображение не будет видно на фоне белого света, идущего от остальной части окна. Поэтому край окна кажется наблюдателю красноватым. Подобный эффект наблюдается и для левого края окна, но здесь уже красное изображение теряется на фоне белого света, и левый край окна кажется синим.

5.130. До недавнего времени считалось, что такое окрашивание вращающегося диска связано с тем, что при переходе от темноты к свету нервные клетки воспринимают разные цвета с различной временной задержкой. В частности, предполагалось, что восприятие красного цвета включается чуть быстрее, чем восприятие синего, поэтому передний край белого сектора кажется красным. Однако теперь установлено, что такой разницы в восприятии разных цветов не существует. Согласно одной из современных гипотез, цветовой эффект, создаваемый вращающимся диском, обусловлен тем, что частота следования белых и черных полос либо сама по себе соответствует частоте кодирования нервных импульсов, передающих цветовое ощущение, либо заставляет фоторецепторы посылать последо-

вательности импульсов, соответствующие закодированной информации о цвете. Другими словами, удачно подобранная частота следования световых импульсов соответствует как бы сигналу азбуки Морзе , который мозг расшифровывает в виде определенных цветов. Как и в задаче 5.128, ощущение красного цвета здесь вовсе не означает, что в глаз попадает световая волна длиной около 0,6 мкм. Как видно, зрительное восприятие цвета весьма тонкая штука!

5.131. У люминесцентных ламп голубое и зеленое свечение пропадает в течение части полупериода возбуждающего их переменного напряжения, а желтое и красное (если доля красного свечения в лампе достаточно велика) - нет. В результате вращающийся диск, разделенный на черно-белые секторы, или вращающаяся монета отражают к наблюдателю свет,спектр которого меняется со временем. Разница в продолжительности свечения каждого цвета объясняется тремя типами свечения. Короткие вспышки синего и зеленого света обусловлены спектральными линиями излучения ртути (оно происходит очень быстро) и люминесценцией с малым послесвечением. Желтый цвет - это люминесценция того же люминофора, но с ббльшим временем послесвечения.

5.132. Изображение на телевизионном экране появляется не сразу целиком, а быстро рисуется электронным лучом, который движется по экрану строка за строкой и сверху вниз. Развертка

осуществляется так быстро, что глаз не успевает ее заметить. Если быстро перевести глаза вправо, то каждая горизонтальная строка оставляет на сетчатке изображение, сохраняющееся в течение примерно 75 мс. Так как глаза движутся одновременно с разверткой изображения по вертикали, изображение всякой линии оказывается чуть правее изображения линии, лежащей ниже, так как верхняя линия появилась на экране чуть раньше. Поэтому все изображение, записанное на сетчатке, оказывается перекошенным, как показано на рис.

5.132. Кратные (двойные, тройные и т. д.) изображения возникают потому, что за время поворота головы электронный луч успевает нарисовать на экране несколько изображений, которые вы переносите одно за другим вправо.

5.133. Как правило, стереоскопический эффект достигается имитацией обычного бинокулярного зрения, которое позволяет нам воспринимать объемность пространства. В стереоскоп (который сейчас продается как детская игрушка, но в прежние времена он немало развлекал и взрослых) вставляются две фотографии, сделанные при двух различных положениях аппарата (смещенных на несколько сантиметров одно относительно другого) под углами, соответствующими углам нормального зрения для каждого глаза. Когда вы рассматриваете эти фотографии в стереоскоп, оба изображения сливаются в одно, которое кажется объемным. Объемное (сте-



реоскопическое) кино также дает каждому глазу изображение с соответствующим сдвигом. Например, изображение для одного глаза может быть синим, для другого - красным. Зрители надевают очки, в которых одно стекло красное, а другое - синее. И снова изображения сливаются так, что получается одно объемное изображение. Эффект объемности можно также получить, проецируя каждое изображение в соответствующим образом поляризованном свете. Тогда каждое стекло очков должно пропускать только свой поляризованный свет. В объемных открытках картинка одна, но в каждый глаз поступает отдельное изображение, чему способстэует система многочисленных призмо-чек или бороздок на прозрачной пластмассовой пленке, которой покрывается картинка. Поскольку все эти бороздочки наклонены в разные стороны, левый глаз воспринимает картинку в иной перспективе, чем правый. И опять же при совмещении изображений возникает иллюзия объемности.

Впечатление, будто красные буквы выступают над синим фоном, объясняется хроматической аберрацией глаза. Если смотреть на предмет так, чтобы лучи света входили в глаз под некоторым углом к его оси, то синяя компонента света будет преломляться сильнее, чем красная. Это значит, что в фокусе на сетчатке соберутся лучи только одного из цветов. Изображение другого цвета будет слегка размыто. Предположим, например, что мы смотрим на красную и синюю точки, нарисованные на кар-

точке, причем держим карточку перед собой так, что эти точки находятся на одинаковом расстоянии от глаза. Пусть в фокусе на сетчатке окажется красная точка. Ее изображение на сетчатке лежит дальще от центра головы, чем размытая каемка от синей точки. При нормальном бинокулярном зрении мозг интерпретирует это так, будто красная точка находится ближе к нам, чем синяя.

5.134. Причины возникновения этого эффекта не выяснены, хотя он много обсуждался в литературе. Кажущееся увеличение не имеет ничего общего с преломлением лучей в атмосфере (как уже говорилось в задаче 5.18, кажущееся изображение Луны в результате рефракции уменьщается). Видимо, рассмотренный здесь эффект зависит от расстояния Луны до горизонта. Когда Луна высоко над горизонтом, она представляется нам имеющей свой истинный угловой размер (около 0,5°). Когда же Луна опускается к горизонту и расстояние между ней и горизонтом (или какими-то объектами на горизонте) уменьщается, она кажется больще.

5.135. Нам только кажется, что лучи сходятся на горизонте, в действительности же они параллельны. Подобное впечатление создается, когда мы смотрим вперед вдоль железнодорожного полотна.

5.136. Если провести эту линию с помощью длинной палки, то она, как и следовало ожидать, пройдет через

Солнце. Но линия, проведенная лишь мысленно, не попадет на Солнце. Эта ошибка восприятия обусловлена тем, что небо представляется нам куполообразным.

5.137. Кажущееся искривление луча прожектора объясняется той же причиной, которая указывается в предыдущей задаче. Если поместить перед глазами линейку и сверить с ней луч, то можно убедиться, что в действительности он прямой.

5.138. Объяснить эту зрительную иллюзию, по-видимому, пока не удалось. Удивительно, что до того, как этот эффект был описан, считалось, будто из двух равноудаленных от наблюдателя предметов более далеким кажется тот, который находится выше.

5.139. Белую мглу можно объяснить двумя причинами. Метель-поземка может поднять в воздух снег и ограничить видимость буквально несколькими метрами. Белая мгла может быть также связана с полным отсутствием каких-либо зрительных ориентиров, когда земля покрыта белым снегом, а небо - белыми облаками. Освещение при этом становится до такой степени рассеянным, что пропадают всякие тени, и кажется, что и снег, и облака просто исчезли. У человека возникает ощущение, что он идет по безграничному белому пустому пространству. Причиной снежной слепоты может быть то, что перед глазами все время находится интенсивно освещенное снежное поле - ви-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 [ 81 ] 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99



ООО «Мягкий Дом» - это Отечественный производитель мебели. Наша профильная продукция - это диваны еврокнижка. Каждый диван можем изготовить в соответствии с Вашими пожеланияи (размер, ткань и материал). Осуществляем бесплатную доставку и сборку.



Звоните! Ежедневно!
 (926)274-88-54 
Продажа и изготовление мебели.


Копирование контента сайта запрещено.
Авторские права защищаются адвокатской коллегией г. Москвы
.